Ядерная программа КНДР: с чего все начиналось?

Ядерная программа КНДР: с чего все начиналось?

Ядерная программа КНДР: с чего все начиналось?

Ядерная программа КНДР

В середине 1950-х годов Северная Корея одной из первых среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона развернула секретные работы по овладению военной ядерной и ракетной технологией. Причина - напряженная ситуация сложившаяся на Корейском полуострове в результате войны между Севером и Югом в 1950-1953 годах.

В 1956 году между КНДР и СССР было заключено соглашение о сотрудничестве в области "мирного использования ядерной энергии". Десятки северокорейских специалистов прошли обучение и стажировку в закрытых ядерных НИИ СССР.

В 1964 году при помощи Советского Союза был основан научно-исследовательский центр в Йонбене, где наряду с работами в области ядерной энергетики велись военно-прикладные исследования. В 1965 году в Йонбене был введен в строй исследовательский реактор мощностью 5 мегаватт, поставленный из СССР. В начале 1980-х годов в Йонбене было начато строительство еще одного ядерного реактора, мощность которого должна была составить 50 мегаватт. Было также развернуто строительство газографитного реактора мощностью 200 мегаватт в районе Тхончхона. Все эти реакторы имеют двойное назначение: для выработки электроэнергии и получения плутония оружейного качества. Для своей ядерной программы КНДР выбрала в качестве базового расщепляющегося вещества плутоний.

В 1990 году председатель КГБ СССР В.Крючков в докладной записке в Политбюро ЦК КПСС (N363-к) писал, что в Йонбене "...завершена разработка первого атомного взрывного устройства. Его испытание в настоящее время не планируется в интересах сокрытия от мировой общественности и контролирующих международных организаций самого факта производства в КНДР атомного оружия".

В декабре 1985 года КНДР присоединяется к ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия).

В 1986 году Соединенными Штатами в районе Йонбена были обнаружены еще один ядерный реактор и установка по производству топлива для него, которые не находились под контролем МАГАТЭ. Северокорейская сторона утверждала, что это не новый, а прежний советский реактор, мощность которого якобы увеличена до 5 МВт. С этого времени началась жесткая политическая борьба по ядерному вопросу между Пхеньяном, с одной стороны, и международным сообществом - с другой. МАГАТЭ, ООН требовали соблюдения КНДР своих обязательств по ДНЯО, заключения контрольного соглашения с международным агентством.

Северная Корея в такой обстановке избрала тактику "многослойного диалога": КНДР - США, КНДР - Республика Корея, КНДР - МАГАТЭ, надеясь найти выход из набиравшей остроту ситуации. В ноябре 1989 года МИД КНДР выступил с заявлением, в котором было предложено провести переговоры с участием КНДР, США и Южной Кореи о выводе американского ядерного оружия из РК, а также переговоры Пхеньян-Сеул с целью разработки и подписания декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова.

Хроника шестисторонних переговоров по выходу из кризиса вокруг ядерной программы КНДР

27-29 августа 2003 года в Пекине состоялcя первый раунд шестисторонних переговоров о путях урегулирования кризиса вокруг ядерной программы КНДР.

Российскую делегацию возглавил заместитель главы МИД Александр Лосюков, делегацию КНДР - заместитель министра иностранных дел Ким Ен Ир, США - помощник госсекретаря Джеймс Келли, Китай - заместитель министра иностранных дел Ван И, Японию - начальник департамента Азии и Океании МИД Митодзи Ябунака, Республику Корея - заместитель министра иностранных дел и внешней торговли Ли Су Хюк.

Пхеньян предъявил Вашингтону четыре основных требования, при условии выполнения которых он согласен не разрабатывать ядерное оружие. По сообщению агентства ЦТАК, они сводятся к подписанию США пакта о ненападении, установлению с КНДР дипломатических отношений, обеспечению экономического сотрудничества с Японией и Южной Кореей и, наконец, предоставлению Северной Корее реакторов на легкой воде для нужд энергетики.

Переговоры завершились без принятия совместного документа, согласование которого велось сторонами. Тем не менее, участники встречи договорились продолжить многосторонний диалог и согласовать сроки нового раунда консультаций по дипломатическим каналам.

25-28 февраля 2004 года в Пекине состоялся второй раунд шестисторонних переговоров по выходу из кризиса вокруг ядерной программы КНДР под председательством замминистра иностранных дел КНР Вана И. Участники переговоров обсудили возможность оказания КНДР экономической помощи, главным образом в области энергетики, взамен на замораживание на первом этапе ядерной программы.

Готовность принять участие в этом выразили Россия, Китай и Южная Корея. Против выступили США и Япония. Второй раунд шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Северной Кореи завершился лишь договоренностью продолжить переговоры и создать рабочую группу, которая будет действовать в промежутках между основными раундами. Итоговый документ не был принят. Вместо итогового документа было опубликовано заявление председателя переговоров - главы делегации Китая Ван И. Участники второго раунда переговоров "выразили свою готовность к мирному сосуществованию". "Они договорились предпринимать скоординированные шаги в направлении решения ядерной проблемы, а также снятия существующих озабоченностей".

23 - 26 июня 2004 года в Пекине прошел третий раунд шестисторонних переговоров о выходе из ядерного кризиса на Корейском полуострове. Участники переговоров - делегации Китая, КНДР, США, России, РК и Японии.

Делегацию России возглавил посол по особым поручениям Александр Алексеев. Председательствовал на переговорах заместитель министра иностранных дел КНР Ван И. Участники переговоров изложили свои предложения о взаимоприемлемых условиях прекращения ядерной программы КНДР. На переговорах достигнут консенсус по вопросу о том, что замораживание ядерных разработок КНДР должно стать лишь первым шагом на пути к обеспечению безъядерного статуса Корейского полуострова. КНДР готова не только заморозить свои ядерные объекты, но и ликвидировать их при определенных условиях: на период замораживания ее ядерной программы США должны предоставить энергетическую помощь Пхеньяну для получения 2 миллионов киловатт электронергии в год, а также отменить экономические санкции против КНДР. По итогам переговоров опубликовано заявление.

10 февраля 2005 года Северная Корея вышла из шестисторонних переговоров и впервые признала создание собственного ядерного оружия. "Наши ядерные вооружения всецело оборонительные, и они будут оставаться силой ядерного сдерживания", - говорится в заявлении представителя МИД КНДР.

Четвертый раунд шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове проходил в два этапа 26 июля-7 августа и 13-19 сентября 2005 года в Пекине.

Впервые за всю историю шестисторонних переговоров участникам удалось добиться принятия совместного документа. Итоговый документ о принципах денуклеаризации в форме совместного заявления был принят 19 сентября 2005 года по завершении переговоров. В Заявлении признается право КНДР на мирную атомную деятельность: "Северокорейская сторона заявляет о своем праве на мирное использование атомной энергии. Прочие участники переговоров уважают эту позицию и соглашаются обсудить вопрос о предоставлении КНДР легководного реактора в должное время". Кроме того, в документе отмечается, что "северокорейская сторона подтверждает обязательства отказаться от всего ядерного оружия и осуществляемых ядерных программ, как можно скорее вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия, а также под инспекции МАГАТЭ". КНДР и США заявляют о намерении уважать суверенитет друг друга, мирно сосуществовать и стремиться к нормализации отношений. Помимо этого, в заявлении говорится о готовности КНДР и Японии "предпринять шаги, направленные на нормализацию двусторонних отношений, в соответствии с Пхеньянской декларацией на основе преодоления негативного исторического прошлого и урегулирования остающихся нерешенных проблем". Китай, Япония, Южная Корея, Россия и США заявили о намерении предоставить КНДР энергетическое содействие. Южная Корея подтвердила свое предложение от 12 июля 2005 года о предоставлении КНДР двух миллионов киловатт электроэнергии.

Первый этап пятого раунда прошел в Пекине 9-11 ноября 2005 года. С российской стороны в переговорах приняла участие делегация во главе с заместителем министра иностранных дел РФ Александром Алексеевым. По итогам первой сессии пятого раунда по согласованию сторон было принято Заявление Председателя, в котором выражается настроенность стран-участниц на дальнейшую работу на основе укрепления взаимного доверия и выполнения всех обязательств на различных направлениях и на базе скоординированного и своевременного подхода с учетом обеспечения баланса интересов и выигрыша для всех. Несмотря на договоренность сторон вернуться за стол переговоров как можно скорее, Пхеньян прервал пятый раунд переговоров после того, как США заморозили зарубежные счета нескольких северокорейских компаний, обвинив КНДР в отмывании денег, производстве фальшивых долларов и контрабанде наркотиков.

Девятого октября 2006 года КНДР объявила об успешном проведении в стране ядерного испытания, после чего последовали несколько недель интенсивных дипломатических усилий по урегулированию ситуации. 14 октября 2006 года Советом Безопасности ООН была единогласно принята резолюция, осуждающая действия Пхеньяна и вводящая против него ограниченные санкции.

8 февраля 2007 года в Пекине начался очередной этап пятого раунда шестисторонних переговоров. Китай, как принимающая страна, направил участникам переговоров проект плана начальных действий по ядерному разоружению Северной Кореи. Документ предполагает остановку в течение двух месяцев и опечатывание пяти ядерных объектов КНДР, включая пятимегаваттный реактор в Йонбене. В обмен Пхеньяну в те же сроки обещано начало поставок энергоресурсов и экономической помощи со стороны других пяти участников переговоров, хотя детально условия этого не прописаны. Кроме того, план предусматривает создание пяти рабочих групп: по проблеме денуклеаризации Корейского полуострова, вопросу поставок энергоресурсов в КНДР, по сотрудничеству в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии, а также по нормализации отношений Северной Кореи с США и Японией. Предполагается, что эти группы будут готовить доклады для встреч в рамках "шестерки" по обозначенным вопросам.

13 февраля 2007 г. было достигнуто соглашение, согласно которому КНДР в качестве первоочередных мер по денуклеаризации Корейского полуострова в течение 60 суток обязался остановить и опечатать имеющиеся на своей территории ядерные реакторы в обмен на поставки топлива (в течение тех же 60 суток северокорейская сторона должна будет получить 50 тыс. т мазута с возможностью дальнейшего увеличения объемов его поставок до 950 тыс. т). Согласно тексту документа, "КНДР закроет и опечатает ядерный объект в Йонбене, включая объект по переработке ядерного топлива, и вернет персонал МАГАТЭ для проведения всего необходимого мониторинга и проверок".

13 марта 2007 г. в Пекин для консультаций по вопросам закрытия ядерных объектов с заместителем министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гваном прибыл глава МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи. Однако запланированная встреча не состоялась (Ким Де Гван сослался на чрезмерную занятость), в результате чего Барадеи провел переговоры с другим заместителем министра - Ким Хен Чжуном. В ходе переговоров Пхеньяном было заявлено о намерении восстановления членства в МАГАТЭ и сотрудничества с международными инспекторами в процессе остановки ядерного реактора в Йонбене.

19 марта 2007 г. на открывшемся в Пекине очередном раунде шестисторонних переговоров руководитель делегации США Кристофер Хилл заявил о решении американской стороны вернуть КНДР в полном объеме ее денежные средства, заблокированные в одном из банков Макао (сумма средств КНДР составляет порядка 25 млн. долларов).

Слово «денуклеаризация» - очередной неологизм, изобретенный от английского «nuclear weapons» (ядерное оружие). В данном контексте означает освобождение Корейского полуострова от ядерного оружия, обеспечение его безъядерного статуса.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Ядерная программа КНДР: с чего все начиналось?" в других словарях:

  • Недостроенные АЭС СССР — …   Википедия

  • Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל   Мединат Исраэль دولة إسرائيل‎ Даулат Исра’иль …   Википедия

  • СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …   Советская историческая энциклопедия

  • Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… …   Географическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»